Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования

2 часть, формируемая участником образовательного процесса

« Край мой любимый - край мой родной»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

« Хоктинский детский сад»

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа   выполнена   на  основе    федеральных

государственных требований к структуре основной

общеобразовательной   программы      дошкольного

 образования ( Приказ Министерства образования  и

науки  РФ «Об утверждении и введении в действие

федеральных     государственных     требований    к

структуре       основной          общеобразовательной

 программы             дошкольного          образования»

                             от 23 ноября 2009г.    №655).

 

 

 

Паспорт  образовательной  программы

 

Наименование учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Хоктинский детский сад»

Режим работы ДОУ

9-часовой

Контингент детей

От 3 до 7 лет

Дополнительные образовательные услуги в ДОУ

-

Наименование Программы

« Край мой любимый – край мой родной»

Основные разработчики Программы

 Антонова Т.И., Шавалева М.Б., Антонова Е.С.

Цель Программы

Развитие интегративных качеств младших дошкольников, в процессе приобщения к национальной культуре народов, населяющих село  (буряты, татары, русские)

Основные задачи Программы

1.Воспитывать:

- желание участвовать в жизни и мероприятиях родного села;

- созидательное отношение к культурному опыту народов, населяющих село;

- толерантное отношение к другим народностям;

- чувство гордости за родное село.

2. Развивать:

- интерес к родному селу;

- творческие способности;

- желание принимать участие в национальных играх.

3. Приобщать к национальной культуре народов, населяющих родное село (национальные костюмы, ремёсла, народные игры, фольклор);

- расширять и активизировать словарный запас.

 

 

 

Содержание программы

 

2 часть, формируемая участниками образовательного процесса

 

1. Пояснительная записка…………………………………………………......

1.1. Обоснование выбора темы программы в части формируемой участниками       образовательного процесса……………………………………………………………

1.2. Образовательная область, реализуемая в программе, частью какой общеобразовательной программы является………………………………………….

1.3. На какой возраст рассчитана программа………………………………………...

1.4. Возрастные особенности усвоения программного материала (по возрастам)..

1.5. Условия, в которых реализуется программа…………………………………….

1.6.Цель задачи программы……………………………………………………………

1.7. Формы образовательной деятельности детей…………………………………...

 

2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса…..

2.1. Непосредственная образовательная деятельность детей (факультативные, кружковые занятия)……………………………………………………………………

2.2. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов…………………………………………………………………...

2.3. Тематическое планирование по программе (кружок)…………………………..

3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению  программы.................................................................................................................

3.1. Цель образовательной области, в которой идет углубление…………………..

3.2. Задачи образовательной области…………………………………………………

3.3.Интеграция содержания образовательных областей……………………………

3.4. Формы работы по программе. Распределение по времени (НОД, в режиме, с родителями)……………………………………………………………………………

3.5.Перечень программ и технологий………………………………………………..

 

4. Планируемые результаты освоения детьми программы (промежуточные и итоговые результаты)...........................................

4.1. Планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы…….

4.2. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования……………………...

 

5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы…………………………………....

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

        Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса        « Край мой любимый – край мой родной», нацелена на приобщение у дошкольников нравственных чувств. Воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания.

        Россия всегда являлась многонациональным государством, а Иркутская область, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. В нашей области, да и в нашем селе живет много представителей разных народов. Это – буряты, русские, татары и т.д.

        Программа  «Край мой любимый – край мой родной »,  ориентирована  на  детей 

от 4 до 5 лет.

        Программа выполнена в соответствии с ФГТ (Приказ Министерства образования и науки РФ Минобрнауки России) от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

        Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познание».

        Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей 4-5 лет:

- В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять  себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

- Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей.

- Развиваются ловкость. Координация движений. Усложняются игры с мячом.

- Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов, могут выучить небольшое стихотворение, пересказать рассказ, выучить поговорку, и т.д.

- Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

- Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

- Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

- У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.

             Для реализации данной программы в ДОУ созданы условия:

- оборудован кабинет бурятского языка;

- оформлены альбомы «Национальные костюмы», «Народная игрушка»;

 

 

 

 

 

 

 

Цель программы: Развитие интегративных качеств младших дошкольников, в процессе приобщения к национальной культуре народов, населяющих село (буряты, татары, русские и т.д.).

 

Задачи программы:

1.Воспитывать:

- желание участвовать в жизни и в мероприятиях родного села;

- созидательное отношение к культурному опыту народов населяющих село;

- толерантное отношение к другим народностям;

- чувство гордости за родное село.

2. Развивать:

- интерес к родному селу;

- творческие способности;

- желание принимать участие в национальных играх.

3. Приобщать к национальной культуре народов, населяющих родное село (национальные костюмы, ремёсла, народные игры, фольклор);

- расширять и активизировать словарный запас.

 

Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации программы: беседа, наблюдение, игра, проектная деятельность, досуги, экскурсии, праздники, концерты с привлечением родителей.

 

2.Проектирование воспитательно-образовательного процесса

 

       Реализация программы «Край мой любимый – край мой родной» осуществляется в:

- непосредственная образовательная деятельность (в соответствии с вариативной частью учебного плана);

- в совместной деятельности воспитателя и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;

- самостоятельной деятельности детей;

- совместной деятельности с семьей.

НОД проводится 2 раза в неделю во второй половине дня через кружковую работу.

Работа с родителями 1 раз в неделю в течении 10 минут.

В совместной деятельности воспитателя и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов 2 раза в неделю по 20 минут.

Самостоятельная деятельность детей 3 раза в неделю по 30 минут.

Общая недельная нагрузка программы «Край мой любимый – край мой родной» равна 180 минутам, в день-36 минут. Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.

 

Расписание непосредственно образовательной деятельности программы

(средняя группа)

 

Дни недели

Виды НОД

Время

Интеграция образовательных областей

Понедельник

кружок

15.50-16.10

Здоровье и Физическая культура, Социализация, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Музыка, Художественное творчество, Безопасность

 

Среда

кружок

15.50-16.10

Здоровье и Физическая культура, Социализация, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Музыка, Художественное творчество, Безопасность

 

 

 

Тематическое планирование по программе

 

Месяц

занятия

Тема

Интеграция образовательных областей

Развёрнутое содержание

сентябрь

1

 

2

Диагностика

(начало года)

«Путешествие по Байкалу»

«Коммуникация»

 

«Коммуникация»

 

«Чтение художественной литературы»

 

 

 

Показ слайдов «Озеро Байкал», сопровождаемый художественным словом.

Беседа на тему: «Священный Байкал»

Рисование «Байкал» нетрадиционным методом (пальчиковым)

октябрь

1

 

2

Поход в школьный музей

«Село мое родное»

«Коммуникация»

«Социализация»

«Коммуникация»

«Чтение худ.лит.»

Показ слайдов, фото.

Конкурс стихов.

Поощрение и награждение

ноябрь

1

 

 

2

Экскурсия по селу

 

Народная игра

«Безопасность»

«Коммуникация»

«Социализация»

«Физическая культура»

«Здоровье»

«Познание»

 

 

 

 

Правила игры

Атрибуты

декабрь

1

 

2

«В гостях у сказки»

Экскурсия в парк

«Коммуникация»

«Чтение худ.лит.»

«Безопасность»

«Коммуникация»

«Социализация»

«Познание»

 

январь

5

 

 

6

«Мастерская национальных костюмов»

В гости к бабушке Загадушке»

(предметы быта)

«Худ.творчество»

«Безопасность»

«Коммуникация»

«Худ.творчество»

«Безопасность»

«Коммуникация»

«Познание»

 

февраль

7

 

 

 

8

«Мастерская умелых рук»

 

 

«Игры да  потехи»

развлечение

«Худ.творчество»

«Безопасность»

«Коммуникация»

«Познание»

«Физическая культура»

«Здоровье»

«Познание»

 

март

1

 

 

 

2

«Модный приговор»

(наряд для куклы)

 

«В каждой избушке свои игрушки»

«Худ.творчество»

«Безопасность»

«Коммуникация»

«Познание»

«Худ.творчество»

«Безопасность»

«Коммуникация»

«Познание»

 

 

апрель

1

 

 

2

Экскурсия на подворье нашего села

Мастерская «Тарелочка»

«Физическая культура»

«Здоровье»

«Познание»

«Худ.творчество»

«Безопасность»

 

 

 

Знакомство с профессией

май

1

 

 

 

2

«Мастерская умелых рук»

 

 

«Игры да потехи»

развлечение

«Худ.творчество»

«Безопасность»

«Коммуникация»

«Познание»

«Физическая культура»

«Здоровье»

«Познание»

 

 

 

 

 

3.Содержание психолого-педагогической работы

по освоению программы

 

3.1. Цель образовательной области, в которой идет углубление: развитие интегративных качеств младших дошкольников, в процессе приобщения к национальной культуре народов, населяющих село (буряты, татары, русские и т.д.).

 

3.2.Задачи программы:

1.Воспитывать:

- желание участвовать в жизни и в мероприятиях родного села;

- созидательное отношение к культурному опыту народов населяющих село;

- толерантное отношение к другим народностям;

- чувство гордости за родное село.

2. Развивать:

- интерес к родному селу;

- творческие способности;

- желание принимать участие в национальных играх.

3. Приобщать к национальной культуре народов, населяющих родное село (национальные костюмы, ремёсла, народные игры, фольклор);

- расширять и активизировать словарный запас.

 

3.3. Интеграция содержания образовательных областей

 

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира. Безопасность перехода улиц, общественных мест. Правила дорожного движения.

«Здоровье»

Развитие умения следить за своей осанкой во время прослушивания гимна, развитие мелкой моторики при изготовлении альбомов, поделок.

«Физическая культура»

Развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами народов, населяющих село. Развитие двигательной активности в организации национальных игр бурятской, татарской, русской культуры, хороводов.

«Музыка»

Использование музыкальных произведений композиторов, как средства обогащения образовательного процесса. Усиления эмоционального восприятия художественных произведений. Развитие умения слушать музыку, различать характер, настроение музыки.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми разных национальностей, проживающих в селе в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, своей малой Родине. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанных произведений, просмотренных видеофильмах о родном крае.

 

 

«Познание»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о родном крае. Развитие способов исследовательской деятельности, связанной с изучением традиций культуры родного края и традиции народов населяющих село.

«Художественное творчество»

Использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация». Изготовление альбомов, поделок.

«Труд»

Развитие умения выполнять сложные действия под руководством воспитателя, а также самостоятельно. Вырабатывать усидчивость, терпение, желание трудиться для достижения желаемого результата, на благо родного села.

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для формирования представлений о родном крае.

 

 

 

3.4.Формы образовательной деятельности детей

 

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Примерный объем (в день или неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

1.Воспитательные:

- желание участвовать в жизни и в мероприятиях родного села;

- созидательное отношение к культурному опыту народов населяющих село;

- толерантное отношение к другим народностям;

- чувство гордости за родное село

Беседа

Досуги

Экскурсии

Праздники

Подвижные игры

Групповая

Подгрупповая

Индивид.

20 мин/

40 мин

2. Развивать:

- интерес к родному селу;

- творческие способности;

- желание принимать участие в национальных играх

Создание мини-проектов

Досуги

праздники

Групповая

Подгрупповая

Индивид.

 

3. Приобщать к национальной культуре народов, населяющих родное село (национальные костюмы, ремёсла, народные игры, фольклор);

- расширять и активизировать словарный запас.

Чтение

Наблюдение

Концерты с привлечением родителей

Мастерские

Галерея работ

Конкурс стихов

Групповая

Подгрупповая

 

 

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

1.Воспитательные:

- желание участвовать в жизни и в мероприятиях родного села;

- созидательное отношение к культурному опыту народов населяющих село;

- толерантное отношение к другим народностям;

- чувство гордости за родное село

Чтение

Наблюдение

Беседа о народах, населяющих село   (традиции, быт, культура и т.д.)

Групповая

Подгрупповая

Индивид.

20 мин/

40 мин

2. Развивать:

- интерес к родному селу;

- творческие способности;

- желание принимать участие в национальных играх

Проектная деятельность

Досуги

праздники

Групповая

Подгрупповая

Индивид.

 

3. Приобщать к национальной культуре народов, населяющих родное село (национальные костюмы, ремёсла, народные игры, фольклор);

- расширять и активизировать словарный запас.

Досуги

Экскурсии

Праздники

Концерты с привлечением родителей

Подвижные игры

Групповая

Подгрупповая

 

 

Самостоятельная деятельность детей

1.Воспитательные:

- желание участвовать в жизни и в мероприятиях родного села;

- созидательное отношение к культурному опыту народов населяющих село;

- толерантное отношение к другим народностям;

- чувство гордости за родное село

Индивидуальная игра

Совместная игра со сверстниками

Подгрупповая

Индивид.

30мин/

90 мин

2. Развивать:

- интерес к родному селу;

- творческие способности;

- желание принимать участие в национальных играх

Индивидуальная игра

Совместная игра со сверстниками

Групповая

Подгрупповая

Индивид

 

3. Приобщать к национальной культуре народов, населяющих родное село (национальные костюмы, ремёсла, народные игры, фольклор);

- расширять и активизировать словарный запас.

Индивидуальная игра

Совместная игра со сверстниками

Групповая

Подгрупповая

 

 

Совместная деятельность с семьей

1.Воспитательные:

- желание участвовать в жизни и в мероприятиях родного села;

- созидательное отношение к культурному опыту народов населяющих село;

- толерантное отношение к другим народностям;

- чувство гордости за родное село

Беседа с родителями

Чтение худ.литературы народов

Групповая

Подгрупповая

Индивид

10 мин/

10 мин

2. Развивать:

- интерес к родному селу;

- творческие способности;

- желание принимать участие в национальных играх

 

Экскурсии

Концерты с привлечением родителей

 

Групповая

Подгрупповая

Индивид

 

3. Приобщать к национальной культуре народов, населяющих родное село (национальные костюмы, ремёсла, народные игры, фольклор);

- расширять и активизировать словарный запас.

Родительские собрания

Консультации

Папки-передвижки

Групповая

Подгрупповая

Индивид

 

Примерный объем

(в день/неделю)

 

 

36 мин/

180 мин

 

3.5. Перечень программ и технологий

 

Вид деятельности

Основная программа

Дополнительные программы и технологии

1

Развитие игровой деятельности

 

Народные подвижные игры

2

Познавательное развитие и основы безопасности детей дошкольного возраста

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. Москва, «Мозаика-Синтез», 2009

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: Мозаика-Синтез 2011.

2.Алябьева Е.А. Тематические дни в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

3.Петухова А.А. Тематические дни в детском саду. - Волгоград Учитель, 2011.

4. Князева О.Л. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СП.:Детство-Пресс,2004г.

5.О.А.Соломенникова «Основные и дополнительные программы ДОУ». Методическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2007г.

 

 

4. Планируемые результаты освоения детьми программы

 « Край мой любимый – край мой родной» (итоговые результаты)

 

 

Образовательная область

4-5 лет

«Здоровье»

«Физическая культура»

Активен в организации собственной двигательной деятельности и деятельности сверстников, народных подвижных играх; интересуется данными видами игр, узнаёт новые, самостоятельно обращается к ним в повседневной жизнедеятельности.

«Социализация»

Проявляет толерантное отношение к людям других национальностей и религии, населяющих село

«Чтение художественной литературы»

Проявляет интерес к произведениям писателей и поэтов родного села и района. Дать оценку поступкам героев.

«Коммуникация»

Активно участвует в беседах о себе, семье, семьях разных национальностей, населяющих село, родном селе, природе, высказывая собственные суждения, мнения, предложения. Использует определенные обращения народов.

«Познание»

Проявляет познавательный интерес в изучении истории родного края и истории народов, населяющих село, достопримечательностям родного села

«Музыка»

Проявляет интерес к произведениям русских композиторов. Проявляет потребность и желание использовать фольклор народов, населяющих село, в самостоятельном творчестве.

Ребенок участвует с удовольствием.

«Художественное творчество»

Проявляет творческие способности при реализации проектной деятельности. Проявляет интерес к бурятским, татарским, и русским народным промыслам села.

«Труд»

Активно участвует в изготовлении альбомов, поделок. Вырабатывает усидчивость, терпение, желание трудиться, для достижения желаемого результата.

«Безопасность»

Применяет правила дорожного движения, соблюдает правила поведения в общественных местах, правила пользования нетрадиционной техникой рисования, аппликации и лепки

 

5.Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения Программы

 

Объект

Форма (метод/

методика)

Периодичность

Сроки

Ответственный

Приме

чание

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

наблюдение

2 раза

в год

Октябрь

май

Воспитат.

 

 

Любознательный,

активный

наблюдение

2 раза

в год

Сентябрь

май

Воспитат.

 

 

Эмоционально отзывчивый

наблюдение

2 раза

в год

Сентябрь

май

Воспитат.

 

 

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

наблюдение

2 раза

в год

Сентябрь

май

Воспитат.

 

 

Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

наблюдение

2 раза

в год

Сентябрь

май

Воспитат.

 

 

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (прблемы) адекватные возрасту

наблюдение

2 раза

в год

Октябрь

май

Воспитат.

 

 

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

наблюдение

2 раза

в год

Октябрь

май

Воспитат.

 

 

Овладевший необходимыми умениями и навыками

наблюдение

1 раз

в год

май

Воспитат.

Муз.руков.

 

 

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

наблюдение

1 раз

в год

май

Воспитат.

 

 

 

Авторизация


Официальный сайт 
Министерства образования и науки Российской Федерации:
 
minobr_gerb.png (52×57)

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам":
Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
title.gif (202×104) width="200"

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
top1.jpg (111×171)

Портал "Образование ПРИАНГАРЬЯ"
edu38.png